Что такое холтер сердца, как делают мониторинг, фото, видео, цена

Что такое холтер экг?

Холтер ЭКГ — непрерывное суточное электрокардиографическое мониторирование сердечной деятельности. В некоторых случаях продолжительность диагностики увеличивают до 2, а иногда и до 7 суток.

Благодаря длительному периоду обследования холтеровский мониторинг оказывается максимально информативным и позволяет обнаружить любые нарушения в работе сердца, в том числе аритмии и стенокардические приступы, остающиеся незаметными для пациента.

В функциональной диагностике выделяется несколько методик проведения холтер-мониторинга сердца:

• Полная. Назначается чаще всего. Продолжительность исследования составляет от 1 до 7 суток. В итоге врач получает полную запись всех сокращений сердца пациента в повседневной жизни.
  • Масштабная продолжительная. Основана на подкожном вживлении пациенту специального датчика, который записывает информацию о сердечной деятельности заданное время (1-12 месяцев).
  • Фрагментарная. Запись сердечных сокращений ведется только в те периоды, когда пациент испытывает боль или иное ухудшение самочувствия. Прибор представляет собой портативный браслет, который активируется небольшой кнопкой. В случае тяжелого состояния регистрация данных осуществляется в режиме нон-стоп.

Показания к проведению Холтер ЭКГ:

• болевые ощущения в области груди, сопровождающиеся физическими или эмоциональными нагрузками;
  • сбои сердечного ритма;
  • учащенное сердцебиение;
  • «замирание» сердца;
  • периодическое повышение артериального давления;
  • головокружения;
  • предобморочные состояния и обмороки;
  • неожиданно возникающие слабости;
  • метеозависимость;
  • гипертрофическая кардиомиопатия;
  • ишемическая болезнь;
  • подозрение на стенокардию;
  • необходимость исследовать вегетативные нарушения;
  • недавно (в течение полугода) перенесенный инфаркт миокарда;
  • подбор антиаритмической терапии;
  • проверка функционирования электрокардиостимулятора;
  • необходимость проконтролировать эффективность проведенного лечения;
  • прохождение диспансеризации.

Периодически делать Холтер ЭКГ рекомендуется людям, страдающим пороком сердца, эндокринными заболеваниями, лишним весом.

Противопоказания

Холтеровское мониторирование сердца не назначается при воспалительных процессах кожи в области грудной клетки. При работающем приборе не рекомендуется проходить через металлоискатели и делать УЗИ грудной клетки.

Аппарат для сердца холтер

Все аппараты небольшого размера, их ношение не доставляет неудобства. Питание производится от батареек. Дисплей показывает уровень заряда, длительность записи и время.

От аппарата отходят провода, ведущие к электродам, закрепленным на теле пациента. Приборы бывают с записью на магнитную ленту или электронные носители.

Виды методов холтеровского мониторирования

Исследование сердца в течение одних суток по холтеровской методике –мониторирование, которое можно проводить несколькими методами:

• полномасштабный способ;
  • фрагментарный.
ПОДРОБНЕЕ ПРО:  Трихомониаз. Причины, симптомы (у мужчин и женщин), современная диагностика и эффективное лечение болезни.

Чтобы правильно понять, что такое холтер сердца, для чего он нужен и что показывает, стоит рассмотреть обе методики диагностики подробнее.

Возможные осложнения и побочные эффекты

Исследование сердца по Холтеру абсолютно безопасно для организма человека. Поэтому осложнений после ее проведения и побочных явлений не возникает.

Как ставят холтер на сердце

В зависимости от модели аппарата на грудь пациента приклеивают одноразовые электроды. Процедура не вызывает боли или дискомфорта. Длится 10-15 минут.

Методика проведения холтеровского мониторирования

Практически во всех центрах исследование по Холтеру проводится одинаково. Пациент будет чувствовать себя свободнее, если будет знать, как проходит процедура и что его ждет в кабинете врача.

Подготовка к обследованию

Какой-то сложной специальной подготовки не требуется.

Но мы рекомендуем вам принять душ незадолго до процедуры, так как во время обследования этого делать нельзя будет (электроды и прибор нельзя мочить).

Кроме того, предупредите врача, если вы принимаете какие-либо медикаменты.

Подготовка к процедуре

Особенная подготовка не требуется. Употребление пищи перед установкой оборудования должно быть в привычном режиме. Исключить нужно только алкоголь и кофе. Лучше отказаться или свести к минимуму курение.

Полномасштабный

Полномасштабный мониторинг проводится на протяжении 24-72 часов, и на данный момент это наиболее частый вид холтеровского мониторирования. Длительная непрерывная регистрация ЭКГ позволяет более тщательно и точно проанализировать работу сердца, причины и время возникновения нарушений и сбоев в его работе.

Если во время обычной ЭКГ производится запись 40-50 ударов, то холтеровский метод мониторинга позволяет регистрировать до ста тысяч ударов сердца в сутки!

Правила для пациента

Чтобы результаты суточного мониторирования электрической активности сердца были как можно более точными, нужно придерживаться определенных правил:

• Наденьте облегающую одежду из натуральной ткани. Лучше не надевать свободную одежду, так как в ней электроды могут отслаиваться от тела. А синтетическая ткань может наэлектризоваться, что исказит показания устройства. На одежде выше пояса не должно быть металлических элементов.
  • Не переохлаждайте и не перегревайте прибор.
  • Не допускайте, чтобы на него попадала вода или другая жидкость.
  • Не кладите его на вибрирующие поверхности.
  • Не находитесь вблизи электротехнического оборудования или трансформаторных будок.
  • Не используйте ноутбук или мобильный телефон дольше 3 часов в сутки. Не подносите гаджет ближе 30 см к устройству для холтеровского мониторирования ЭКГ. Не подходите близко к работающей микроволновой печи.
  • Не садитесь и не ложитесь на устройство. Положите его так, чтобы не придавить во время сна.
  • Следите за тем, чтобы электроды не отклеивались.
  • Не проходите физиотерапевтические процедуры и не делайте рентген во время обследования.
  • Заранее узнайте у врача, можно ли вам выполнять физические упражнения во время обследования.
ПОДРОБНЕЕ ПРО:  На какой день цикла сдавать прогестерон

При каких симптомах назначают

Холтеровское мониторирование ЭКГ назначают пациенту с такими симптомами:

• боли и жжение в груди;
  • усиленное сердцебиение;
  • головокружение;
  • одышка;
  • обмороки или предобморочные состояния.

Особенно популярна эта процедура тогда, когда пациента беспокоят неприятные симптомы, а обычная электрокардиограмма и УЗИ сердца не показали никаких отклонений.

Проведение холтеровского мониторирования сердца

При подготовке к холтеровскому мониторированию желательно заранее очистить область грудной клетки от волосяного покрова, так как электроды должны крепиться непосредственно к коже.

В государственных медицинских учреждениях запись на холтер-мониторинг может вестись на несколько недель вперед, поэтому желательно записываться на процедуру заранее.

В муниципальных больницах от пациента также могут потребовать батарейки и электроды, которые нужно будет приобрести заранее. В частных поликлиниках подобных проблем возникнуть не должно.

В назначенное время пациент приходит на прием к врачу, во время которого медсестры закрепляют прибор и наклеивают электроды. Также выдается дневник, в котором пациент будет отмечать необходимые события.

На сегодняшний день существуют 3-канальные и 12-канальные регистраторы. Объем памяти регистратора составляет 80-200 Мб. Каждый прибор представляет из себя регистратор с цифровой записью ЭКГ-сигнала и дешифратор.

Ношение аппарата может доставить некоторые неудобства, в особенности во время сна и активных движений. Кроме того, аппарат следует снимать во время водных процедур.

Противопоказания

Процедура не инвазивна и безопасна, поэтому противопоказаний нет. Исключением может быть лишь тяжелое поражение грудной клетки, из-за которого становится технически невыполнимым размещение электродов.

Невозможно проведение исследования по Холтеру при обширных ожогах грудной клетки, ранах и запущенной стадии ожирения.

Противопоказания и побочные эффекты

Холтеровское мониторирование – абсолютно безболезненная процедура.

Противопоказаний не имеет. Может использоваться в том числе во время беременности и грудного вскармливания, а также в пожилом и детском возрасте.

ПОДРОБНЕЕ ПРО:  Первые признаки онкологии молочной железы — причины, виды опухолей, диагностика, лечение и профилактика

Побочных эффектов не вызывает.

Результаты исследования

Оценка данных холтеровского мониторирования происходит на основании записи суточной электрокардиографии пациента врачом кардиологом или диагностом. Для оценки результатов одной только записи ЭКГ недостаточно, анализ, как уже говорилось ранее, производится также на основании дневника, предоставленного пациентом.

Результаты холтеровского мониторирования могут предоставляться как в печатном, так и электронном виде. В расшифровку входят такие данные, как: сведения о ритме сердца (его источники и частоты), сведения о нарушениях и паузах ритма, об изменениях интервалов PQ, QT и конечной части желудочкового комплекса (в контексте физической активности пациента), сведения о работе искусственного водителя ритма, если он имеется.

Сроки ожидания результата

Прибор носят от 1-3 суток в зависимости от назначения врача. Затем доктор снимает аппарат, и полученные данные переносит в компьютер, где уже анализирует полученную информацию.

Цена процедуры

Стоимость суточного мониторинга работы сердца составляет 1000-1500 рублей. Цена зависит от медицинского центра, в котором проводится обследование, от региона и от дополнительных процедур, входящих в комплекс.

Правильное понимание, что такое Холтер сердца позволяет оценить все преимущества исследования. Своевременное проведение такой диагностики позволяет обнаружить тяжелые заболевания на ранних стадиях и предотвратить развитие осложнений.