Методы лечения и реабилитации
После обследования и уточнения диагноза врач будет определяться с терапевтической методикой. Сначала лечится патология, ставшая первопричиной.
Комплексное лечение обязательно включает прием медикаментов. Их цель – улучшить кровообращение всех отделов мозга, обеспечить кровь питательными веществами и кислородом.
Назначаются следующие препараты:
- на начальной стадии – средства для восстановления и поддержания функций клеток, при тяжелой степени повреждения – для сохранения и защиты здоровых мозговых клеток от повреждения;
- медикаменты, улучшающие кровоток в мозговых тканях и сосудах;
- витаминно-минеральные комплексы для укрепления местного иммунитета, насыщения организма полезными веществами для поддержания мозговой активности;
- успокоительные, которые нормализуют сон, предотвращают эмоционально нестабильные состояния (страх, тревожность, апатию, агрессию).
Еще больным показана диета, которая подбирается индивидуально, комплекс физиопроцедур, направленных на восстановления функционального состояния мозговых клеток. Назначаются:
- транскраниальная микрополяризация для улучшения двигательной активности и против судорог;
- трансвертебральная микрополяризация, снижающая степень повреждения мозга, улучшающая речь, мышление, психическую деятельность;
- массажи, ЛФК, понижающие тонус, стимулирующие кровоснабжение, улучшающие двигательную активность;
- электрофорез – воздействие током, помогающее купировать симптомы;
- терапия красным/зеленым спектром цвета, нормализующая тонус мышц;
- тепловые процедуры, улучшающие кровообращение, метаболизм;
- водные процедуры, повышающие двигательную активность, устраняющие гипертонус мышц;
- комплекс процедур, помогающих разработать моторику.
ОПГМ неплохо поддается лечению, если оно начинается в раннем возрасте. Осложнения возникают редко. Если же болезнь не выявляется вовремя или проводится неграмотное лечение, возможные последствия этого – гидроцефальный синдром, регулярные мигрени, головокружение, обмороки, парезы, параличи, астения, нарушения слуха, зрения, эпилепсия.
Тяжелое поражение мозга часто провоцирует летальный исход. Если ребенок выживает, у него развиваются психические расстройства, идиотизм, слабоумие, ДЦП.
Органическое поражение головного мозга – это достаточно обширная группа болезней. При этих заболеваниях происходят дистрофические изменения нервной ткани, нарушение работы нейронов в результате гибели нервных клеток.
Для диагностики органических заболеваний применяется диагностическое оборудование для исследования структуры мозга. В этом состоит отличие органических нарушений от функциональных психических расстройств. Различают три степени тяжести органических нарушений:
- Легкая степень, когда дистрофическим изменениям подверглись 5 – 20 % ткани мозга. Такие расстройства встречаются часто и, как правило, не требует интенсивных методов лечения.
- Средняя степень нарушения – 20 – 50 % деструкции ткани. Проявляется различными расстройствами деятельности нервной системы. Необходимо медицинское вмешательство.
- Тяжелая степень повреждения – 50 – 70 % мозговой ткани повреждено. Наблюдаются тяжелые нервно-психические расстройства, часто все медицинские усилия дают относительный и кратковременный положительный эффект.
Исходы органического поражения мозга делят по трем направлениям:
- Практически полное выздоровление при условии, что нет заметных дефектов в структуре мозга. Человек возвращается к полноценной жизни.
- Нарушения, не представляющие опасности для жизни, но пациент в разной степени не может обслужить себя, не может продолжать работать.
- Грубые нарушения – человек прикован к постели, нуждается в постоянном постороннем уходе.
Последствия органического поражения головного мозга зависят от объема, расположения погибших нервных клеток, функций, которые они выполняют, от причины, вызвавшей это заболевание.
Озгм в психиатрии
Несмотря на огромное разнообразие причин, которые вызывают нарушения в работе мозга, в психиатрии наблюдается схожесть симптомов при различных органических заболеваний.
Объясняется это тем, что при историческом развитии человеческий мозг выработал ограниченное число стандартных реакций на все возможные внешние воздействия.
Поэтому в ответ на разное повреждающее воздействие возникают однотипные реакции. Главные отличительные признаки органических заболеваний в психиатрии:
- отчетливое ухудшение памяти;
- нарушение интеллекта;
- эмоциональная несдержанность;
- изменения личности.
- ухудшение памяти вплоть до утраты способности запоминать и воспроизводить новые сведения;
- ухудшение понимания вплоть до слабоумия;
- несдержанность в эмоциях (например, повышенная эмоциональная чувствительность, ранимость, или мрачная раздражительность, неприязнь к окружающим);
- медлительность и взрывчатость, иногда равнодушие и пассивность;
- эгоцентризм;
- приземленность интересов.
Органические поражения нарушают мыслительные способности. Меняется темперамент больного: нарастает раздражительность, взрывчатость, неумение сдерживать нахлынувшие эмоции.
Эмоциональная подвижность может напоминать проявление истерической психопатии. Это сочетается с медлительностью, застреваемостью, мелочностью, злопамятностью.
В характере отчетливо проступают черты правдолюбия, нетерпимости. Чужая беда мало задевает пациентов. Основной интерес – бытовые проблемы. Расстройства памяти не дают возможности больным плодотворно мыслить о недавних событиях, поэтому они говорят о прошлом.
В своих воспоминаниях они неутомимы, заставляя окружающих выслушивать бесконечные рассказы о том, как хорошо жилось раньше. В зависимости от тяжести органического заболевания возможны разная степень проявления расстройств – от мягких (утомляемость, заострение личностных черт, астенический синдром) до самых тяжелых: корсаковский амнестический синдром, тотальное слабоумие и маразм.
Астенический синдром проявляется повышенной утомляемостью, ослаблением или утратой способности к продолжительному физическому и умственному напряжению. Для астении характерны:
-
- раздражительная слабость – повышенная возбудимость и быстро наступающая вслед за ней истощаемость;
- эмоциональная подвижность с преобладанием пониженного настроения с чертами капризности, неудовольствия, слезливость;
- непереносимость яркого света, громких звуков и резких запахов;
при состояниях крайнего психического утомления у больных возникает
- поток ярких образных представлений, возможны наплывы непроизвольно появляющихся посторонних мыслей и воспоминаний.
Астенические расстройства развиваются постепенно, их интенсивность нарастает. При корсаковском синдроме события, предшествующие болезни, пациент часто забывает и оказывается беспомощным в новой ситуации.
Больной не может сохранять в памяти события, которые произошли с момента начала болезни. Он не ориентируется в датах и времени, не может запомнить название больницы, не знает, сколько времени провел в стационаре, как давно болен, не может найти свою палату и вещи.
Особенности патологических расстройств в детском возрасте
Одна из частых причин неврологических нарушений в детском возрасте – внутриутробная инфекция. Наиболее тяжелые поражения бывают при врожденной краснухе, цитомегалии, токсоплазме, сифилисе.
Последствия, к которым приводит инфицирование плода, зависят не столько от типа возбудителя, сколько от того, на каком месяце внутриутробного развития это инфицирование произошло.
При инфицировании плода в третьем триместре беременности ребенок может родиться вполне здоровым. Но уже в периоде новорожденности или чуть позже появляются общие и очаговые симптомы поражения головного мозга:
- беспокойство ребенка, плаксивость, прерывистый ночной сон, отказ от еды;
- повышенная чувствительность к прикосновениям, звуку, свету;
- появление рвоты;
- повышение температуры тела в пределах 37,5 – 38°С;
- потеря веса;
- повышение тонуса мышц;
- напряжение большого родничка;
- судороги.
Другие очаговые симптомы органического поражения: грубое сходящееся или расходящееся косоглазие, ассиметрия лица, непроизвольные колебательные движения, расстройства голосообразования и глотания, ослабление мышц и другое.
У многих детей с последствиями раннего поражения головного мозга наблюдаются черты дисплазии (нарушения в развитии тканей, органов или частей тела): деформация черепа, лицевого скелета, ушных раковин, широко расставленные глаза, высокое небо, неправильный рост зубов, выдающаяся вперед верхняя челюсть и другое.
Распространенные последствия раннего поражения головного мозга – церебрастенический синдром, неврозоподобный синдром, синдром гиперактивности. (Синдром – это совокупность определенных симптомов).
Церебрастения – одно из проявлений органического психосиндрома. Повышенная утомляемость сочетается с головными болями, головокружениями, ослаблением памяти, повышенной истощаемостью интеллектуально-познавательной деятельности.
Для синдрома характерны вегетативные расстройства: непереносимость жары, духоты, поездки в транспорте, мелькания за окном при движении; при наклонах туловища легко возникают слабость, потемнение в глазах, чувство дурноты.
Страхи чаще возникают у детей с тревожно-мнительным характером и повышенной впечатлительностью, внушаемостью, боязливостью. На появление страхов влияет гиперопека родителей (постоянные тревожные опасения за ребенка), ссоры, конфликты в семье.
Развернутых картин истерического невроза у детей нет. Чаще это аффект-респираторные приступы с громким плачем, на высоте которого развивается остановка дыхания.
Гиперкинетическое расстройство (гипердинамический синдром, дефицит внимания с гиперактивностью) – относительно частое нарушение развития. Обычно возникает в первые 5 лет жизни, значительно чаще у мальчиков.
Характерны чрезмерная активность, подвижность, отвлекаемость, нарушение внимания, препятствующее регулярным занятиям и усвоению школьного материала.
Начатое дело не завершается. При хороших умственных способностях дети быстро перестают интересоваться заданием, теряют и забывают вещи, ввязываются в драки.
Они не могут усидеть у экрана телевизора, постоянно донимают окружающих вопросами, толкают, щиплют и дергают родителей и сверстников. Отмечается недостаток организованности и воли.
Поведение нормализуется в возрасте 12 – 20 лет. Но для предупреждения развития противоправного поведения необходимо начинать лечение как можно раньше.
Терапия основана на настойчивом, структурированном воспитании: строгий контроль со стороны родителей и воспитателей, регулярные занятия спортом. Кроме психотерапии назначаются психотропные препараты.