Когда следует обращаться к гемостазиологу? | ЛекОбоз

Когда нужно обращаться к гематологу-гемостазиологу?

Когда следует обращаться к гемостазиологу? | ЛекОбоз

Чем может помочь гематолог-гемостазиолог? Такой вопрос часто задают пациенты, если их направляют к этому врачу. Ответ прост: этот специалист знает все о крови и ее болезнях. Что это за заболевания и как их избежать, нам объяснила гематолог-гемостазиолог ОКДЦ Валентина Куцемелова.

– Валентина Юрьевна, что это за наука – гематология?

– Гематология занимается изучением строения и функций системы крови, органов кроветворения и различных болезней крови. К сожалению, их немало. Это и наука, и раздел медицины, в задачи которых входит создание новых методов диагностики, лечения и профилактики нарушений этой системы. Сложность диагностики и лечения таких заболеваний в том, что их симптомы не являются уникальными и проявляются при множестве других болезней. Врач-гемостазиолог непосредственно занимается диагностикой и лечением нарушений свертывания крови у детей и взрослых.

– А какие это могут быть нарушения?

– Прежде всего это тромбофилии различного происхождения, как врожденные, так и приобретенные. Нередко они трактуются как заболевания, но это далеко не так. Термин «тромбофилия» означает лишь предрасположенность к тромбозу вследствие генетических или приобретенных нарушений в системе гемостаза. Тромбоэмболические заболевания представляют глобальную медико-социальную проблему, являясь основной причиной смертности и инвалидности в индустриально развитых странах. По оценке экспертов, каждый десятый житель Земли в течение жизни испытывает серьезные последствия тромботических процессов. В их числе: острый инфаркт миокарда, ишемический инсульт и другие проявления венозного и артериального тромбоза. При современной диагностической базе, которая есть в ОКДЦ, удается установить причины тромбоза в 90% случаев.

– Отчего возникает эта болезнь?

– В образовании тромба принимают участие три основных фактора: гемостатические компоненты крови, состояние сосудистой стенки и динамика тока крови. В норме компоненты находятся в динамическом равновесии. Нарушение любого из них может привести к изменению баланса в сторону недостаточного или избыточного тромбообразования. В случае тромбофилии, как правило, происходит нарушение нескольких компонентов системы гемостаза, и очень трудно вычленить ведущее нарушение.

Но нельзя ставить равенство между тромбофилией, тромбозом и тромбоэмболией, так как тромбофилия определяет лишь потенциальную возможность, которая не обязательно реализуется в виде тромбоза. Тромбоз – патологическое состояние, связанное с нарушением кровотока и ишемией органа вследствие закрытия тромбом просвета сосуда. Тромбоэмболией называют обтурацию артериального сосуда тромбом, образовавшимся в лежащих выше отделах кровеносной системы и попавшим в сосуд с током крови.

ПОДРОБНЕЕ:  Воспаление слюнной железы: фото, причины, симптомы и лечение

Еще один важный аспект – назначение гормональных препаратов. Для такой терапии есть много противопоказаний. Это общая проблема сразу нескольких специалистов, включая гемостазиолога.

– В каких случаях к вам обычно идут пациенты?

– Подготовка к беременности, ведение пациенток с нарушениями в системе гемостаза и разработка программы терапии при подготовке к ЭКО у пациенток с патологией свертывающей системы крови. Ее мы проводим совместно с гинекологами-репродуктологами. У нас наблюдаются пациенты с генетическими, наследственными тромбофилиями, с анемией и другими недугами.

– Какие симптомы могут стать поводом для обращения к специалисту?

– Их достаточно много. Наиболее часто встречающиеся: общая слабость, быстрая утомляемость, снижение веса, отсутствие аппетита, носовая или обильная десневая, кровоточивость, беспричинная «синячковость». Тем не менее все эти проявения являются неспецифическими, и их наличие еще не свидетельствует о болезнях крови. Только опытный врач-гематолог-гемостазиолог может дать квалифицированную оценку всей совокупности симптомов и результатам диагностики для подтверждения или исключения диагноза.

– Врачи такого профиля проходят специальную подготовку?

– Врач-гематолог-гемостазиолог должен иметь базовое высшее медицинское образование и пройти дополнительную подготовку по специальности гематология, включающую в себя и неотъемлемую составляющую: гемостазиологию. В лечебном учреждении, куда вы обращаетесь, обязательно должны быть современные, высокоточные лабораторные и инструментальные методы исследования. Мои коллеги из ОКДЦ, например, прошли курс повышения квалификации на базе ведущих медицинских центров России и лучших зарубежных клиник.

У нас один из самых мощных на Юге России лабораторный комплекс, располагающий передовыми технологиями и уникальным оборудованием, где работают настоящие асы. Качество и надежность получаемых результатов контролируется российскими и международными референтными центрами. В лаборатории клинико-гематологических исследований выполняются десятки сложнейших тестов, которые помогают врачам гематологам поставить диагноз и разработать тактику лечения.

Для того чтобы помочь больному, профессионализма гематолога-гемостазиолога недостаточно, нужна еще команда врачей других специальностей и современное оборудование. Когда речь идет о беременных женщинах, мы работаем с гинекологами, чтобы решить проблемы невынашивания плода, бесплодия, чтобы дать возможность будущей маме родить здорового малыша и не нанести при этом вреда ее организму.

Счет идет на секунды

Если же женщина уже беременна, гемостазиологи просят гинекологов присылать проблемных пациенток даже без анализов, чтобы не потерять драгоценное время.Что же должно заставить гинеколога насторожиться и направить пациентку на консультацию гемостазиолога?

ПОДРОБНЕЕ:  Что такое пропиленгликоль, вред пропиленгликоля в электронных сигаретах и влияние на организм человека

В первую очередь тромбозы в личном анамнезе, тромбозы у близких родственников, особенно если это случилось до 50 лет, потери плода, неудачное ЭКО, случавшаяся ранее преэклампсия или преждевременная отслойка плаценты, сопутсвующие патологии – такие как ожирение, варикозная болезнь и другие.

Несмотря на то, что тромбофилию легче предупредить, чем лечить, в первом триместре врачам тоже есть над чем работать. В этот период могут возникнуть новые самостоятельные показания для обследования системы гемостаза: отслойка хориона,синдром гиперстимуции яичников средней и тяжелой степени, стойкая угроза прерывания беременности, тяжелый токсикоз.

Гемостазиолог Лидия Бузян подчеркивает:

— Да, чтобы не упустить время, мы просим гинекологов направлять к нам пациенток и без анализов, но если все же их сдавать, то существует рациональный минимум обследования при первичном направлении. Он включает в себя гемостазиограмму, тромбоэластограмму (или тест генерации тромбина, или тромбодинамику), уровень гемоцистеина крови.

Определение уровня Д-димера желательно, однако его оценка осуществляется в динамике по темпам прироста. В первом триместре и перед ЭКО исследование обосновано, поскольку даст отправную точку для дальнейшего динамического обследования. А на поздних сроках, если Д-димер ранее не определялся, его изолированное значение малоэффективно.

Разумеется, ответственность за своевременное направление к гемостазиологу лежит на лечащем враче-гинекологе, но и сами пациентки должны иметь представление о том, когда необходима консультация этого специалиста. И опять-таки именно гинекологи должны объяснять своим пациенткам, какие симптомы и факторы являются обоснованием для обращения к этому доктору.