Святая вода при лечении рака

^ Духовно-нравственные и деонтологические задачи врача-онколога по отношению к больным

1. Продлить время активной жизни больного.

Врач может задать вопрос: «Как же мне быть, если человек пустится во «все тяжкие», пойдет «в разнос»?» В качестве ответа врач может вспомнить, что ему даны благословенные функции, и, продлевая жизнь пациента, он дает тому возможность обрести дополнительный резерв времени для покаяния и решения своих жизненных проблем.

2. Вторая задача врача-онколога – принести исцеление пациенту, не принуждая его насильно к вере, но и не допуская, чтобы пациент ушел в суеверия, мистику, и не сошел на путь разгульного самосожжения.

Неясность этиологии злокачественных новообразований порождает у населения сомнения в возможностях медицины. На задаваемый больными и их родственниками вопрос о происхождении рака врачи пока не могут дать ясный, однозначный ответ и далеко не всегда имеют возможность в беседе с ними осветить достаточно сложные современные представления об этиологии и патогенезе заболевания.

Святая вода при лечении рака

Созданию атмосферы недоверия способствуют, в известной степени, и публикации в научной и общей печати поверхностных суждений о происхождении опухолей, и эти суждения вызывают у многих людей несбыточные надежды на ликвидацию болезни каким-то одним «простым» способом.

В результате обыкновенному человеку сложно поспевать за научными открытиями. С другой стороны, лженаучные мифы позволяют верящему в них обывателю ощущать себя в гуще современного потока, или считать, что ему известно нечто скрытое от других, не заставляя себя прилагать к этому особенных усилий».

Вот почему первая деонтологическая задача онкологов, применительно не к отдельному пациенту, а к обществу, заключается в опровержении возникающих мифов и легенд. Наиболее распространенным является представление о наличии «народных», «зарубежных» и всяких иных спасительных средств от рака.

Следует отметить, что обращение к знахарям отнюдь не является уделом малообразованных людей. Наоборот, как это ни странно, широко образованные люди, читающие много разнообразной литературы, где время от времени появляются неосторожные некомпетентные публикации о «новых методах» лечения рака, особенно настойчиво и упорно ищут якобы неизвестные оригинальные медицинские методы лечения этой тяжелой болезни.

Обычно это делают не сами больные, а их родственники и друзья. Не проходит и дня, чтобы к врачу не пришел писатель, журналист, научный работник немедицинской специальности, иногда даже врач, далекий от проблем онкологии, посоветоваться о не подлежащем специальным методам лечения больном.

Беседуя на эту тему и не имея средств лечения больного в з апущенной стадии рака и возможности хоть сколько-нибудь обнадежить его друзей и родственников, врачи не отвергают сразу и безапелляционно возможность обращения к так называемым народным средствам или просто знахарям.

Заявления такого рода, как «делать нечего, почему не попроб овать?», «больной абсолютно безнадежен, а вдруг новый метод лечения ему поможет?», свидетельствуют только о профессиональной беспомощности врача и его бездуховности.

Святая вода при лечении рака

Врач, беседующий с близкими и родственниками больного, а иногда и с самим больным, обязан занимать прочную и непримиримую позицию по отношению к таким «нововведениям». Естественно, для того, чтобы позиция была прочной и непримиримой, необходимо знать степень подтвержденности диагноза во всех его подробностях и четко представлять себе возможности и пути паллиативного и симптоматического лечения онкологических больных IV клинической группы.

Надо помнить о том, что практически у каждого онкологического больного с запущенной формой опухоли путем паллиативных и симптоматических мероприятий удается получить ремиссию, иногда довольно длительную, и, что важнее всего, облегчить его страдания.

Более того, при ряде локализаций рака ремиссии наступают нередко самопроизвольно, что может стимулировать успех абсолютно неспецифических и даже вообще недействующих лекарств и воздействий, чем также широко пользуются шарлатаны.

Приведенные соображения и факты не оставляют места для согласия врача на передачу больного в руки некомпетентных людей, тем более в руки шарлатанов, якобы потому, что он, врач, не располагает средствами для выполнения своего врачебного долга.

От этих ошибок необходимо всячески предостерегать еще и потому, что такая рекомендация, нанося вред больному, приносит вред и медицине, подрывая ее авторитет. Ее следствием может быть и, вероятно, нередко бывает отказ от лечения и уход к «врачевателям» вполне излечимого больного со злокачественным новообразованием, узнавшего о случае мнимого излечения кого-то, которое было в действительности обычной ремиссией, несвязанной с примененным методом.

С. Лаборд в книге «Рак» (1979) пишет, что больной раком, обратившийся за помощью к знахарю, – погибший больной, так как он упускает драгоценное время, когда еще его можно вылечить. Автор подчеркивает, как трудно убедить людей в том, что тайных лекарств не существует и далее пишет:

  • либо имеет место реальное открытие, которое окажется способным вылечить громадное количество раковых больных, и те, что сохраняют его в секрете, совершают преступление перед человечеством;
  • либо мы имеем дело с самозванцем, который преступно злоупотребляет доверием людей. Это тем более не находит никаких оправданий, так как речь идет о больных, которых особенно легко обмануть и за счет которых недопустимо наживаться».

Таким образом, повторимся, позиция врача-онколога по отношению к непрофессиональным методам воздействия на онкологических больных должна быть твердой и непоколебимой.

Тем не менее, бывают еще случаи, когда вокруг различных сомнительных предложений поднимается шумиха и авторы этих, с позволения сказать, методов лечения, иногда поддерживаемые прессой, пытаются обойти законы. Нет ничего опаснее для окружающих, чем деятельное невежество!

Следует вспомнить материалы проверки наделавших немало шума 20 лет назад «методов» лечения рака по Гуману, Продану, Качугину, о которых сегодня мало кто помнит. Эти люди утверждали, что нашли радикальные пути лечения злокачественных опухолей.

Официальный контроль их «методов» в клинических условиях с соблюдением строгих правил уточнения диагноза и контроля эффективности действия лекарств показал, что и на этот раз открытия не произошло. Однако авторы «новых методов» сдались не сразу.

Они пытались объяснить неудачу тем, что при проверке им было разрешено лечить больных только с запущенной стадией ракового процесса. Однако ранее они утверждали, что спасают людей почти на пороге смерти.

Естественно, если рекламируется столь удивительный эффект, проверка должна идти путем лечения такой же категории больных. Кроме того, в отношении менее распространенных стадий рака современная онкология располагает надежными и эффективными средствами.

Самозваные врачеватели пытаются оспаривать выводы квалифицированных комиссий псевдонаучными статистическими выкладками, тогда как серьезный анализ показывает, что у значительного числа их «пациентов» диагноз не был подтвержден морфологическим методом – единственно достоверным доказательством рака.

3. Врач должен терпеливо отнестись к невежеству, которое могут проявить пациенты и их родственники относительно радикальности и о бширности хирургического вмешательства и необходимости лечения.

В наше время ни одно заболевание не вызывает у людей такого ужаса и отчаяния, как рак. Онкологи нередко наблюдают тяжелые эмоциональные реакции на заболевание злокачественными новообразованиями, психологически связанными с представлениями о неизлечимости этих болезней.

Есть больные, неохотно и нерегулярно посещающие поликлинику и уклоняющиеся от обследования в связи с незначительным проявлением болезни. Они не видят причин для тревоги, а поэтому не выполняют предписаний врача.

С такими больными необходимо проводить настойчивую работу, доказывая обоснованность обследования и неизбежность лечения, а иногда и раскрывать серьезность их положения, несмотря на отсутствие видимых тяжелых признаков заболевания.

Первый контакт с врачом для больных имеет яркую эмоциональную окраску. Больные питают надежду, что их страхи напрасны, а заболевание может быть излечено обычными медикаментозными средствами. При амбулаторном обследовании врач старается помочь больному преодолеть эмоциональные переживания.

Период пребывания больных в стационаре обычно связан с угнетением психики. Больные переживают, что находятся в онкологическом учреждении, остро реагируют на состояние и судьбу соседей по палате. Личный контакт врача с больным, помощь священника – залог благополучного фона для лечения.

Благоприятную обстановк у в стационаре создает слаженный, четко работающий коллектив врачей, сестер и санитарок, наличие сестер милосердия. От внимания больных – настороженных, обостренно воспринимающих все окружающее, не укрываются даже самые мелкие дефекты в работе медицинского персонала.

Плохая информация больных о характере заболевания является одной из серьезных причин отказа их от лечения. Н. Н. Блохин (1977) писал, что отказ больного от операции на основе дезинформации, сделанной по ложным деонтологическим соображениям, сводит на нет деонтологические принципы, которые превыше всего ставят интересы больного.

^ Излечивается ли рак при совершении Церковных Таинств

Святая вода при лечении рака

Возможно ли излечение онкологических заболеваний при совершении церковных таинств? Возможно, хотя это бывает нечасто. Обычно излечение связано с внутренними изменениями человека, наступающими в Таинстве Покаяния.

Очищение души ведет к выздоровлению тела. В результате соборования (Таинство елеосвящения) Господом прощаются человеку грехи, совершенные им по неведению или забытые им в течение жизненного пути за давностью лет.

Случаи помощи Божией в виде исцелений возможны после молитв перед иконами Божией Матери, мощами святых угодников Божиих (см. приложения) и другими святынями. Иногда бывает, что после молитв человек не исцеляется от опухоли, а она как бы «застывает», «замораживается» в той стадии, на которой человек пришел с просьбой к Богу.

Есть группа больных, которые переходили все сроки, у которых должно было произойти и метастазирование, и переход в другую стадию, но все «остановилось». Это проявление действия благодати Божией, укрепляющей душевный и телесный состав человека, по силе его веры и упования на Создателя.

Нередко пациент может получить существенное улучшение своего состояния и даже возможно выздоровление при погружении в воды Святых источников. Около древних русских монастырей и по сей день бьют источники, обладающие, кроме благодатной силы, природными целебными свойствами вследствие уникального химического состава воды, в них находящейся.

Святая вода при лечении рака

Однако врачу-онкологу и онкологическому больному следует знать, что возможен и другой процесс – быстрое озлокачествление («малигнизация») опухолей. Причиной этому является воздействие экстрасенса, колдуна, биоэнергетика и проч.

^ Медицинский словарь

IV клиническая группа – больные, не подлежащие радикальному лечению.

Асцит – накопление жидкости в брюшной полости.

Висцеральные локализации – это внутренние локализации (легкое, желудок, толстая кишка, печень, поджелудочная железа и др.)

Гастрэктомия – удаление желудка.

Деонтология – раздел медицины, посвященный долгу медика перед больным и перед обществом, а также нравственным аспектом медицины, духовности, человечности.

Дисфагия – нарушения в процессе приема прищи (жевания, глотания, прохождения по пищеводу).

Канцерофобия – навязчивый страх заболеть раком.

Кахексия – истощение, ослабленность.

Лимфаденэктомия – удаление лимфатических узлов в определенной анатомической области (паховая, подмышечная и др.)

Лобэктомия – удаление доли легкого.

Морфологическое исследование (в т.ч. цитологическое, гистологическое) – исследование опухоли с применением микроскопа.

Паллиативное лечение – это нерадикальное противоопухолевое лечение, направленное на улучшение качества жизни онкологического больного. Проводятся в IV стадии заболевания, либо при наличии противопоказаний к радикальному лечению в других стадиях.

Плевральная жидкость – скапливается в грудной полости между листками плевры.

Пульмонэктомия – удаление всего легкого.

Рандомизированное исследование – научное исследование без специфического отбора материала, без предвзятости.

Святая вода при лечении рака

Ремиссия – уменьшение всех проявлений заболевания, вплоть до их исчезновения.

Симптоматическое лечение в онкологии – лечение направлено на устранение симптомов злокачественного заболевания при невозможности его радикального излечения.

^ Молитвы об исцелении при онкологических заболеваниях

Наступит выздоровление или нет – все в руках Божиих. Несмотря на то, что в христианской традиции человеку предписывается переносить болезнь мужественно, как «горькое лекарство», как средство искупления ошибок жизни, не считается грехом просить Бога об исцелении или умиротворении болезненных синдромов. Просьбы и вопрошения человека к Создателю церкви называются молитвами.

Приведем некоторые из них.

Господи, Ты видишь мою болезнь, Ты знаешь, как я грешен и немощен, помози мне терпеть и благодарить Твою благость.

Господи, сотвори, чтобы болезнь эта была в очищение множества грехов моих. Аминь.

Образ Божией Матери «Всецарица» находится в Афонском монастыре Ватопед и с давних времен привлекает страждущих, ищущих заступничества Пречистой Девы в различных недугах. Особенно известны случаи чудесной помощи, поданной чрез икону «Всецарица» страждущим от рака.

О, пречистая Богомати, Всецарице! Услыши многоболезненное воздыхание наше пред чудотворною иконою Твоею, из удела Афонского в Россию пренесенною, призри на чад Твоих, неисцельными недуги страждущих, ко святому образу Твоему с верою припадающих!

ПОДРОБНЕЕ ПРО:  Рак толстой и прямой кишки (колоректальный рак)

Яко же птица крилома покрывает птенцы своя, тако и Ты ныне, присно жива сущи, покрый нас многоцелебным Твоим омофором. Тамо, идеже надежда исчезает, несумненную Надеждою буди. Тамо, идеже лютыя скорби превозмогают, Терпением и Ослабою явися.

Святая вода при лечении рака

Тамо, идеже мрак отчаяния в души вселися, да возсияет неизреченный свет Божества! Малодушныя утеши, немощныя укрепи, ожесточенным сердцам умягчение и просвещение даруй. Исцели болящия люди Твоя, о Всемилостивая Царице! Ум и руки врачующих нас благослави, да послужат орудием Всемощнаго Врача Христа Спаса нашего.

Яко живей Ти, сущей с нами, молимся пред иконою Твоею, о Владычице! Простри руце Твои, исполненныя исцеления и врачбы, Радосте скорбящих, в печалех Утешение! Да чудотворную помощь скоро получив, прославляем Живоначальную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Всю жизнь свою на земле святой Пантелеимон посвятил помощи страждущим, больным и убогим. Он лечил людей «безмездно», то есть не брал с них платы. Много претерпел он мучений, но от веры не отрекся, а отдал жизнь за Христа. Святому Пантелеимону молятся об исцелении самых различных недугов.

О, великий угодниче Христов, страстотерпче и врачу многомилостивый, Пантелеимоне! Умилосердися надо мною, грешным рабом, услыши стенание и вопль мой, умилостиви Небеснаго, Верховнаго Врача душ и телес наших, Христа Бога нашего, да дарует ми исцеление от недуга, мя гнетущаго.

Приими недостойное моление грешнейшаго паче всех человек. Посети мя благодатным посещением. Не возгнушайся греховных язв моих, помажи тыя елеем милости твоея и исцели мя; да здрав сый душею и телом, остаток дней моих, благодатию Божиею, возмогу провести в покаянии и угождении Богу и сподоблюся восприяти благий конец жития моего.

Святой исповедник, архиепископ Лука (в миру известный врач хирург Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, 1877–1961 гг.), явил в своем лице образ доброго пастыря, исцеляющего недуги как душевные, так и телесные, показал пример сочетания служения архипастыря и врача.

О, всеблаженный исповедниче, святителю отче наш Луко, великий угодниче Христов. Со умилением приклоньше колена сердец наших, и припадая к раце честных и многоцелебных мощей твоих, якоже чада отца молим тя всеусердно:

Святая вода при лечении рака

услыши нас грешных и принеси молитву нашу к милостивому и человеколюбивому Богу, Ему же ты ныне в радости святых и с лики ангел предстоиши. Веруем бо, яко ты любиши ны тою же любовию ею же вся ближния возлюбил еси, пребывая на земли.

Испроси у Христа Бога нашего да утвердит чад Своих в духе правыя веры и благочестия: пастырям да даст святую ревность и попечение о спасении вверенных им людей: право верующия соблюдати, слабые и немощныя в вере укрепляти, неведущия наставляти, противныя обличати.

Всем нам подай дар коемуждо благопотребен, и вся яже к жизни временней и к вечному спасению полезная. Градов наших утверждение, земли плодоносие, от глада и пагубы избавление. Скорбящим у тешение, недугующим исцеление, заблудшим на путь истины возвращение, родителем благословение, чадом в страсе Господнем воспитание и научение, сирым и убогим помощь и заступление.

Подаждь нам всем твое архипастырское благословение, да таковое молитвенное ходатайство имущи, избавимся от козней лукаваго и избегнем всякия вражды и нестроений, ересей и расколов. Настави нас на путь ведущий в селения праведных и моли о нас всесильнаго Бога, в вечней жизни да сподобимся с тобою непрестанно славити Единосущную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа. Ему же подобает всякая слава, честь и держава во веки веков. Аминь.

^ Обнаружение рака. Как к этому относиться и правильно поступать

Мать одного из крупнейших хирургов Москвы жила в г. Горьком. Она заболела, и рентгенологически был поставлен диагноз рака желудка. Операцию делал опытнейший профессор в присутствии сына больной и еще двух профессоров – друзей сына.

Во время лапаротомии были обнаружены опухолевое поражение всего желудка, увеличенные и плотные лимфатические узлы во всех бассейнах метастазирования и обсеменение брюшины. Всем присутствующим на операции диагноз представился настолько ясным и достоверным, что биопсия взята не была.

Больная прожила более десяти лет и погибла от другой причины. При вскрытии была обнаружена почти полная регрессия процесса, а при гистологическом исследовании установлен туберкулез желудка и брюшины.

Здесь уместно обратить внимание на то, что подобного рода наблюдения широко используются в корыстных целях шарлатанами и «врачевателями». Каждый из них умеет рассказать о случаях чудесного излечения и показать таких излеченных людей. Слухи о них быстро и широко распространяются среди населения.

Врачи при медицинском обследовании онкологических больных, беседах с ними и их родственниками в зависимости от характерологических особенностей нередко впадают в две крайности. Здесь имеется ввиду неоправданный оптимизм и запугивание, резко пессимистическое отношение врача к возможному исходу болезни.

Ни то, ни другое не должно иметь места, особенно при разговорах с больными. Если врач заподозрил у больного злокачественную опухоль, то и пациенту, и его родственникам должна быть сразу дана в незапугивающей форме ориентировка на серьезность положения и необходимость дообследования.

Женщина 43 лет, профессор-математик. У нее несколько месяцев назад появились небольшие боли в обеих молочных железах, они стали как бы плотнее на ощупь. Минуя обычные этапы обследования, она сразу пошла к известному хирургу, не занимающемуся профессионально заболеваниями молочной железы.

Профессор после трехминутного осмотра рекомендовал женщине операцию, поскольку заподозрил двусторонний рак молочных желез. Больной и ее мужу было высказано в довольно прозрачной форме это подозрение и сразу изложен план лечения: двусторонняя мастэктомия, овариэктомия с возможной последующей химиотерапией.

Легко представить степень испуга этой активно живущей и работающей женщины. Она пришла за советом в другое учреждение в состоянии крайней депрессии – производила впечатление приговоренной к смерти. При детальном клиническом обследовании, включавшем, кроме подробного осмотра, рентгенологическое и цитологическое исследование, была диагностирована двусторонняя диффузная мастопатия, требовавшая только длительной лекарственной терапии и регулярных контрольных осмотров.

Прошло 7 лет. Женщина здорова, успешно работает. Этот высококультурный и образованный человек рассказала о тяжелых переживаниях в тот период, когда ее запугали, и сообщила, что она не согласилась на операцию и стала искать другого врача именно из-за мимолетного осмотра и пугающих выводов профессора.

Даже если диагноз рака кажется несомненным, правильнее ориентировать больного на серьезное дообследование и лечение. Это должно вытекать из внимательного, неторопливого осмотра и обследования и столь же серьезной беседы.

Обычно установление диагноза рака не является конечным этапом обследования. Только после того, как рак обнаружен, приходится выяснять важные подробности, определяющие возможность применения специального лечения.

Поэтому уже на амбулаторном этапе должен быть составлен план достационарного обследования, который следует разъяснять больному, объяснить, зачем все это необходимо, и неукоснительно в намеченные сроки выполнять.

Например, при раке шейки матки, если намечается сочетанная лучевая терапия, необходимо урологическое обследование. Такие больные часто жалуются на то, что их не госпитализируют для лечения, а «гоняют» по врачам неизвестно зачем.

Многие онкологи амбулаторно-поликлинической сети, поставив ориентировочный диагноз злокачественного новообразования, без деонтологической подготовки сообщают больному, что он нуждается в срочной госпитализации и операции.

Действительно, онкологические больные не должны более 10 дней ожидать начала лечения, считая от момента установления диагноза. Но 10 дней – это не экстренная госпитализ ация. Гораздо лучше для больного назначить полное обследование в амбулаторных условиях и госпитализировать ег о в специализированное учреждение, где ему будет оказана адекватная лечебная помощь.

Будучи ориентирован на необходимость экстренной госпитализации, больной начинает нервничать, обвинять врачей в медлительности или стремится попасть в любое лечебное учреждение, лишь бы сократить срок до начала лечения.

В результате возникают жалобы или больной попадает в непрофильное учреждение, из которого его переводят к онкологам со значительной потерей времени. Все эти факты, к сожалению, нередки и дают основание выдвинуть требование об ознакомлении больного с планом его обследования и сроком его госпитализации.

Очень часто врач-онколог поликлиники позволяет себе единолично составлять план лечения и объявлять его больному. В частности, это относится к предложению операции, когда обследование еще не закончено.

При этом складывается необыкновенно сложная деонтологическая ситуация. Больной уже пережил и преодолел страх перед операцией, он считает, что только после нее может наступить выздоровление (многие больные думают, что только хирургический метод эффективен при всех формах опухолей).

И вдруг в операции ему отказывают. Сейчас же появляются мысли о неизлечимости, приходит отчаяние. Именно исходя из этих деонтологических соображений, предлагать операцию и обсуждать с больным и его родственниками возможные исходы и последствия операции имеет право только тот врач, который берет на себя личную ответственность за предстоящее лечение. Только он и никто другой.

хирургию, лучевую терапию, химиотерапию, иммунотерапию и т. д. Если больному предстоит очень большая и объективно опасная операция, а существуют другие методы лечения, может быть, менее радикальные, но дающие надежду на выздоровление или достаточно длительную ремиссию, то врач обязан подробно рассказ ать больному и его родственникам обо всех возможных вариантах лечения.

В онкологии есть немало вариантов заболевания злокачественными новообразованиями, когда альтернатива ясна и несомненна: радикальное лечение или смерть. Так обстоит дело, например, при операбельном раке желудка.

Однако в подобных случаях решение вопроса о применении относительно опасного для жизни метода лечения выглядит иначе, чем в общей, особенно в экстренной, хирургии. Послеоперационная летальность при больших операциях на легких, прямой кишке, желудке, пищеводе, почке, несмотря на все наши усилия, продолжает оставаться довольно высокой.

Кроме того, при самом тщательном выполнении операции с соблюдением всех принципов онкологической хирургии и комплексном лечении нет гарантии от появления метастазов в ближайшие месяцы. При раке желудка III стадии только 30–35% оперированных живут более 5 лет.

Если число умерших в эти сроки принять за 100%, то почти 50% из них умирают в течение первых двух лет, причем основная часть в первый год. Таким образом, у части как будто успешно прооперированных больных средний срок жизни почти не превышает среднего срока жизни неоперированных больных раком желудка.

Из этого следует, что решение вопроса об операции при раке желудка совсем непростое и требует учета всех жизненных обстоятельств данного человека и обсуждения этих обстоятельств с его родственниками и близкими.

Неоправданный оптимизм приводит к тому, что через 1–2 года врач, обещавший полное выздоровление, иногда остается лицом к лицу с осиротевшей семьей больного и должен держать перед ней ответ – прежде всего потому, что люди считают: их родственник умер не из-за запущенности болезни, а из-за недостаточного мастерства врача.

Решить эту деонтологическую задачу трудно: вступает в противоречие, с одной стороны, уверенность врача в полной бесперспективности дальнейшей жизни больного раком (если ему не проведено специальное лечение), с другой – пока еще незначительное число удачных исходов такого лечения.

Это не означает, что нужно отказывать в операции больным с опухолевым процессом III стадии. Огромный опыт онкологической хирургии показывает, что даже при тяжелых формах рака желудка с метастазами в соседние органы и в региональные лимфатические узлы удается в отдельных случаях достигнуть полного излечения.

Противоречивость положения онколога и хирурга, обсуждающих вопросы о назначении операции каждому больному, порождает значительные деонтологические трудности. В самом деле, отказ больного от операции вполне обоснованно следует считать следствием деонтологической ошибки.

В то же время жалобы родственников на врача, у которого умер больной сразу или через очень короткий срок после большой операции, – также следствие деонтологической ошибки. Выход из этого положения только один.

Когда обследование больного завершено и судьба его всесторонне обсуждена на консилиуме, должны состояться две беседы: одна с больным, вторая – обязательно в отсутствии больного – с близкими ему людьми.

ПОДРОБНЕЕ ПРО:  Лечение рака кожи гомеопатия

^ Ответственность врача-онколога за жизнь пациента

Часто священника приглашают к больному слишком поздно. Больной, особенно неверующий, может отреагировать на «трагическое» известие о своем диагнозе двояко: настроиться на дальнейшее приспособление к жизни после операции (или без операции), или наложить на себя руки, прервав жизнь самостоятельно.

Несет ли ответственность врач-онколог за то, что его пациент покончил жизнь самоубийством? Косвенно – да. Почему? Потому что в задачу любого врача входит лечить не только тело, но и беречь душу пациента.

Лечащий врач всегда имеет возможность, если он не справляется с психонарушениями у своего больного, вызвать психиатра, психолога, в то же время он может вызвать и священника, который поможет больному несколько по-другому осмыслить его заболевание, прочувствовать, какое отношение к Вечности имеет умирающий человек.

Позднее обращение к священнослужителю за помощью чревато лишением человека предсмертного напутствия и исповеди, что усугубляет его участь в потустороннем мире. Врачу следует помнить о том, что, если священник успел отпустить часть грехов его пациенту, тот уже не будет отвечать за них после смерти, если же не успеет, то грехи останутся с душой, а в том мире уже нет покаяния, и даже, если бы душа умершего очень захотела освободиться хотя бы от одного греха – это уже невозможно.

Таким образом, роль врача, сестер заключается в том, чтобы постараться вовремя вызвать священника, когда сознание больного еще ясное, отсутствует раковая кахексия, чтобы пациент мог исповедоваться и причаститься.

Поэтому, независимо от желания врача, от него тоже зависит участь души человека, вверенной ему Богом, попадет она в ад или в рай. Покаяние души человека скрыто от наших глаз, это великая тайна. Но в момент покаяния священнику или в момент подготовки к таинству в д уше человека происходят огромнейшие изменения. Господь-сердцевед видит эти изменения в человеке и может изменить участь его в вечности.

Конечно, за то, куда попадет душа пациента после смерти, отвечает не только врач, но и сам больной. Если врач предложил больному помощь священника, рассказал ему о жизни в загробном мире, дальше все зависит от доброго волеизъявления самого больного.

В наше время, когда не изжиты атеистические предрассудки среди населения России, такие разговоры с пациентом могут быть небезопасны для карьеры врача. Поэтому лучше, если с больным переговорит священник или сестра милосердия, находящиеся вне штата отделения. Тем не менее, личность врача очень сильно влияет на пациента.

«Будешь читать, все будет нормально, мы с тобой родим, ты не б еспокойся, не слушай их;— он кивнул головой на дверь, – они ничего не понимают». На удивление всем она родила здорового сына, без каких-либо физических и умственных дефектов.

Вот пример, когда всего лишь несколько слов молитвенного укрепления из уст врача могу т придать сил душе пациента. И хотя он сейчас и сам свободно может вызвать к себе священника, первый, с кем встречается в больнице – сестра и врач.

^ Пищевые рецепты для профилактики и лечения онкологических заболеваний

Для профилактики раковых заболеваний 2 ст. ложки сухих цветов картофеля залить 100 г водки на 1 сутки, пить по 20 капель с 1 ст. ложкой воды по 10 дней 2 раза в год.

Профилактически рекомендуют пить 5% настой травы чистотела 10–15 дней каждые 3 месяца в году.

Полезна вздутая кукуруза – самая здоровая из всех закусок. В ней мало жиров и калорий и совершенно нет холестерина. В то же время она богата витамином С, в ней много клетчатки и фолиевой кислоты, которая нормализует обмен веществ. Если есть ее без соли, то можно предотвратить сердечно-сосудистые заболевания и рак.

Горчица. Последние исследования американских ученых показали, что регулярное употребление в пищу горчицы снижает риск рака кишечника. Так что, покупая хот-дог, не отказывайтесь от горчицы, даже если она вам и не по вкусу. Зато рак вам не грозит.

Капуста брокколи. Ученые установили еще один механизм полезного действия овощей на здоровье. Специалисты университета Беркли обнаружили, что противоопухолевое действие капусты брокколи, которое уже отмечалось в ряде исследований, обусловлено биологически активным веществом дииндолметаном.

Это вещество образуется из содержащихся в капусте соединений, называющихся индолами. Они не только подавляют рост клеток рака молочной железы, но и предотвращают их деление и размножение. Дииндолметан повышает уровень специфического белка, убивающего раковые клетки и снижает уровень белка, поддерживающего их жизнеспособность.

Результаты исследования были представлены на заседании Американского общества специалистов по клеточной биологии в Сан-Франциско. Эти данные открывают перспективы разработки новых подходов к лечению рака.

Свекла. Еще лекари Киевской Руси рекомендовали принимать свекольный сок для рассасывания опухолей. Так, при раке желудка сок пьют по 1/3 стакана 4–5 раз в день за 15–20 мин до еды в течение длительного времени.

Свекольный сок имеет неприятный вк ус, который смягчается охлаждением в холодильнике. То есть, сделав сок, его ставят в холодильник на 1–2 часа, перед употреблением разбавляют горячей водой. Кроме того, больным в течение 8–12 недель ежедневно рекомендуют давать 200–250 г свеклы или ее сгущенный сок.

Баклажан. На Востоке баклажан называют «овощем долголетия». Он богат минеральными веществами (K, Na, Cа, F, Cu). Есть в баклажане каротин, витамины В1, В2, РР, С, пектины, углеводы, белки, жиры.

Он стимулирует деятельность кишечника, уменьшает гнилостные процессы, снижает уровень холестерина.

Сок сырых баклажанов обладает высокими бактерицидными свойствами. Его используют как лекарство против рака, т. к. он подавляет рост раковых к леток, очищает и дезинфицирует весь организм.

Чеснок. Вдвое снижается риск развития рака желудка у людей, регулярно употребляющих чеснок. Вероятность развития сочетания рака толстого кишечника и прямой кишки уменьшается на 90% у любителей чеснока, отмечают исследователи, обобщающие огромный массив научных сведений по этому вопросу.

Однако чесночные добавки к пище и препараты чеснока в капсулах лишены профилактического действия. Объяснение этому пока не найдено. Взаимосвязь между потреблением чеснока и снижением риска возникновения двух конкретных форм рака уже подтверждена убедительными данными разных исследователей.

Настойка чеснока: 300 г чеснока положите в 0, 5 л бутылку и залейте 70% спиртом до верха. Настаивайте 3 недели в темном месте, встряхивая время от времени. Принимайте по 20 капель ежедневно с 0, 5 стаканом молока или кефира. Курс лечения 3–4 недели. После 10 дней перерыва лечение можно повторить.

Чеснок маринованный. Замочите чеснок в теплой воде на 2 часа, удалите покровные чешуйки, тщательно вымойте в холодной воде и залейте маринадом, приготовленным следующим образом: 20–30 г соли растворите в стакане воды, соедините со 150 мл уксуса и добавьте воды до 1 литра маринада.

Чеснок сушеный. Подготовленные чистые зубчики чеснока нарежьте на длинные тонкие кусочки и уложите тонким слоем на сито или натянутую марлю. Сушите около 5 часов при температуре 50–60° С. Затем высушенный чеснок измельчите в муку и храните в закрытой стеклянной банке в прохладном темном месте. В таком виде чеснок сохраняет свои свойства и используется как свежий.

Картофель. С лечебной целью используют клубни и цветки. Белок клубней имеет высокую биологическую активность. Он содержит большинство аминокислот, необходимых для построения белков нашего тела, в нем есть пектины, клетчатка, К, фосфор, Fе, Са, магний, марганец, никель, медь, кобальт, йод, витамины С, В1,В2, В6, В9, РР, Д, К, Е, фолиевая кислота, каротин, стерины, органические кислоты, сапонин.

Медь в сочетании с никелем повышают жизненность лейкоцитов, пред упреждают образование злокачественных опухолей.

Витамин В1, содержащийся в картофеле, способен снимать физическое и нервное напряжение, обезвреживает яды, нейтрализует многие канцерогенные вещества.

Чтобы сохранить все ценное в картофеле, готовьте его в мундире.

Принимайте натертый картофель по 3 ст. ложки 2 раза в день в течение месяца. Это повысит иммунитет и затормозит рост злокачественной опухоли.

Хорошо очищает весь организм и пред упреждает образ ование злокачественных опухолей сок клубней по 1/2 стакана 2 раза в день натощак за30 мин перед едой и перед сном. Натирать клубни для сока вместе с кожурой.

Оздоравливает организм смесь карто фельного с ока с морковным (1 : 1). Пить по 1/2 стакана 1—2 раза в день 10 дней.

Настой цветков картофеля в народе считают противораковым средством.

1 ст. ложку цветков заваривают в 0, 5 л кипятка, настаивают 3 часа, принимают по 0, 5 стакана 3 разав день з а 30 мин до еды.

На курс лечения – 4 л настоя.

Морковь посевная. Морковь богата биологически активными веществами. Она содержит каротин, витамины В1, В2, В6, В12,Д, Е, С, Н, К, Р, РР, пантотеновую и фолиевую кислоты, стеролы, фитонциды, минеральные соли, кобальт, железо, медь, фосфор, кальций, йод, бор, магний, кремний, жирные и эфирные масла, флавоноиды, углеводы, органические кислоты, аминокислоты, которые не синтезируются в организме и должны поступать с пищей (лизин, метионин, лейцин).

Поэтому морковь, особенно в сыром виде (натертая и сок из нее), оздоравливает организм, повышает сопротивляемость к заболеваниям, в том числе и злокачественным.

Морковный салат. 300 г моркови, натертой на мелкой терке, смешать с двумя крупно нашинкованными неочищенными яблоками, заправить растительным маслом, лимонным соком, добавить немного лимонной цедры, выложить на листья салата.

Салат из моркови. 300 г моркови, натертой на мелкой терке, смешать с одним крупно нашинкованным неочищенным яблоком, соком от половины лимона и одного апельсина, заправить растительным маслом. Добавить немного лимонной или апельсиновой цедры, немного сахара или меда, украсить дольками банана.

Морковно-фруктовый салат. Яблоко, апельсин и банан нарезать кусочками, смешать с 2 морковинами средней величины, натертыми с изюмом и измельченными орехами, добавить 2 столовые ложки пшеничных отрубей и сахар по вкусу.

Морковный мусс. 30 г овсяных хлопьев смешать с морковью, натертой на мелкой терке, одним яблоком, нашинкованным на крупной терке, размельченными орехами, изюмом, добавить сахар по вкусу и немного лимонного сока. Затем необходимо все развести молоком до образования не очень густой кашицы.

Бутербродная смесь. Несколько штук моркови мелко нашинковать, смешать с майонезом, добавить немного хрена, эстрагон, чабрец и мелко нашинкованный репчатый лук, посыпать зеленым луком.

Морковный творог. 300 г творога хорошо взбить с небольшим количеством молока и свежим льняным маслом или маргарином, смешать с мелко нарезанным репчатым луком, добавить немного соли, тмина, зеленого лука. Все это смешать с 200 г мелко нашинкованной моркови.

Морковно-молочный напиток. 300 г свежего молока (можно использовать также простоквашу или йогурт), 150 мл морковного сока, сок половины 1 лимона или 1 апельсина, сахар или мед по вк усу смешать в миксере и сразу же подавать на стол.

Суп морковный. 600 г моркови и 350 г картофеля нарезать мелкими к усочками, добавить немного сельдерея, поджаренный репчатый лук, тушить в 1 л бульона. Заправить солью и мелкорубленой петрушкой (в готовый суп положить сырую мелко нашинкованную морковь).

Изменив набор овощей, из моркови можно приготовить очень вк усные разнообразные супы, например, в таких сочетаниях: морковь и кольраби, морковь и фасоль, морковь и лук-порей, морковь и белокочанная капуста, морковь, горошек и кольраби, морковь и корневая петрушка.

Морковный суп быстрого приготовления. 600 г моркови и 250 г картофеля нарезать ломтиками. В 50 г растительного масла или маргарина поджарить до светло-золотистого цвета одну крупную луковицу и 200 г нарезанной кусочками вареной колбасы.

Морковь в качестве гарнира к мясным блюдам. 500 г моркови нарезать кубиками или дольками и тушить в 20 г растительного масла или маргарина с мелко нарезанным луком, добавив соль и при необходимости несколько ложек воды или бульона.

Заправить морковь растопленным сливочным маслом и посыпать мелкорубленой петрушкой (в сыром виде). И это блюдо можно разнообразить, добавляя к моркови различные овощи, например, в таких сочетаниях: морковь и кольраби;

^ Предисловие

Будучи священником и практикующим врачом, я посчитал своим долгом написать брошюру, имеющую пограничный характер: на стыке медицины и религии, медицинской деонтологии и христианской нравственности.

Надеюсь, книга будет полезна как для врачей, студентов, так и для пациентов и их родственников.

ПОДРОБНЕЕ ПРО:  Лечение рака керосином - Будьте Здоровы

Задача книги – помочь больному правильно отнестись к своей болезни и окружающим обстоя тельствам, настроиться на лечение и жизнь, обрести христианское отношение к болезни.

^ Психология онкологического больного. Религиозно-психологические аспекты

Рассмотрим психологию онкологических больных.

В последнее время психологические проблемы в онкологии приобретают новые черты в связи с успехами диагностики и лечения. Появившиеся условия для выявления заболеваний в доклиническом периоде и возможность полного излечения выдвигают на повестку дня необходимость широкого обсуждения проблемы психологии человека, не чувствующего себя больным, но вынужденного идти на лечение, сопряженное с риском для жизни.

Больные с клиническим проявлением онкологического заболевания на первых этапах пытаются объяснить свои ощущения случайными причинами. Они ожидают, что болезненные ощущения пройдут, предпринимают попытки лечиться домашними средствами.

Появившиеся мысли о возможности онкологического заболевания больные или отбрасывают как неприемлемые, или, принимая их, уходят в себя, ожидая с тревогой дальнейшего развития событий. Для этого периода заболевания характерна склонность больных к самоанализу, скрытности.

Меньшая часть больных быстро впадает в паническое состояние и сразу обращается к врачу. Большинство выжидают обычно несколько месяцев до тех пор, пока не появятся новые симптомы заболевания, которые и вынуждают обратиться к врачу.

После первого посещения врача психологическая обстановка меняется. Настроение больного с этого периода во многом зависит от впечатления, которое на него произвел врач.

В этот период можно ожидать в основном два типа реакций на развертывающиеся события. Одни больные склонны к испугу, панике и на предложение госпитализации впадают в состояние депрессии. Другие больные, не проявляющие внешних признаков беспокойства, также нуждаются во внимании.

Для неверующих людей диагноз «рак» звучит как гром среди ясного неба и, как правило, становится настоящей трагедией жизни. Верующие люди реагируют по-разному, в зависимости от того , насколько они воцерковлены, укреплены, подготовлены к тому, чтобы войти в Царствие Небесное. Христианин еще с пеленок стремится через соблюдение заповедей Божиих обрести Царствие Небесное.

Человек, у которого развилось онкологическое заболевание, может пойти по одному из трех путей:

  1. разгульный: взять за оставшееся время от жизни все, что только возможно. По этому пути, как правило, идут люди неверующие, так как считают, что за порогом этой жизни уже ничего нет, только небытие.
  2. рациональный: больной приходит к врачу, осуществляет попытку излечения, верит врачу, верит в его руки, профессионализм, т. е. стремится помочь своему телу.
  3. духовный: больной воспринимает свое заболевание именно как извещение о времени подготовки к вечности, не как наказание, а как милость Божию, как пред упреждение Божие о грядущей вечности.

^ Смысл онкологического заболевания с точки зрения врача

Онкология – особая область медицины, где одинаково важное значение имеет как высокая профессиональная подготовка врача, так и умение его контактировать с больным человеком. Нарушение этого единства может весьма печальным образом отразиться на судьбе пациента.

Различного рода ошибки и упущения в онкологии обычно проявляются не сразу, как например, при острых хирургических или терапевтических заболеваниях, а лишь через некоторое время, иногда продолжительное, когда устранить их бывает очень трудно, а подчас и невозможно.

Каждая болезнь имеет свой смысл. Господь посылает болезнь, а вернее, попускает, в том месте, органе или системе, где страсть, поражающая душу человека, проявляется максимально. Болезнь же тогда является лекарством, пресекающим дальнейшее развитие страсти.

Онкологическое заболевание, тем более злокачественное, с религиозных позиций имеет своим назначением «извещение» человека о том, что ему предстоит путь в Царствие Небесное, время жизни его исчислено, отмерено, и Господь принял решение отозвать душу этого человека к Себе в Вечность.

При этом неважно, сколько времени пройдет с момента гистологического исследования, подтверждающего раковый характер опухоли до момента смерти: месяц или пятнадцать лет (на фоне хирургического, лучевого лечения и химиотерапии).

Важно, что свыше прозвучал удар в колокол, призывающий к покаянию за всю прожитую жизнь. Почему мы имеем право считать это «извещением»? Потому что существует множество заболеваний, в результате которых наступает скоропостижная смерть, когда вследствие истощения от заболевания, особенностей его, человек уже не в состоянии прибегнуть к церковным Таинствам, не может осмысленно ни говорить, ни видеть, ни слышать, ни анализировать.

Любое церковное Таинство зиждется на том, что человек, желающий приступить к нему, должен быть в состоянии ясного сознания или незначительного оглушения сознания, но обязательно должен иметь место самоанализ человека, иначе невозможно будет ни высказать свои мысли, ни выразить все то, что является предметом покаяния.

Конечно, современная хирургия позволяет добиться хороших результатов: выживаемость пациентов со злокачественными новообразованиями при радикальном удалении опухолей достигает и 15, и 20 лет. Тем не менее, возраст от точки отсчета в Вечность уже не важен, важен сам факт «предупреждения».

Больная И., со II стадией рака желудка (Тз No Мo) была предупреждена о необходимости хирургического лечения. Переосмыслила свою жизнь и дала обет Богу, что если останется живой, оставшееся время жизни посвятит Церкви.

В 80-х годах X X века газеты острова Кипр обошло сенсационное известие об излечении от рака IV степени мужчины преклонного возраста, молившегося об исцелении св. архангелу Рафаилу. Исцеление прошло в течение одной ночи (рассказ местной жительницы о. Кипр).

А вот один из наиболее ярких примеров «извещения» с отсрочкой.

Больная М., бывшая старшая сестра одного из отделений ЦМСЧ-122 была второй год прикована к постели из-за деструкции позвонков вследствие метастазов злокачественного новообразования. Несмотря на беседы со священниками, постоянное общение с сестрами милосердия, больная не предрасположилась к покаянию, исповеди и причастию.

Стала выражать сомнения в существовании Бога и заявила, что не поверит, пока не удостоверится лично в реальности загробного мира и не пообщается с умершими. Видя такую дерзость по отношению к Богу и безуспешность добиться хоть какого-то понимания, духовное окормление больной было прекращено.

Прошло около месяца и священник был экстренно вызван самой больной. Когда он вошел в палату, он увидел лицо совершенно другого человека: исчезли окаменелое нечувствие и складки гордости, высокомерия и пренебрежения.

Больная жадно впитывала каждое слово, сказанное священником. Когда он попытался выяснить, что произошло, то оказалось, что в ночь перед праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы Господь забрал душу больной в загробный мир, а затем вернул обратно.

На «том свете» она общалась со сродниками, ей были открыты некоторые тайны в отношении будущих смертей ее близких, сотрудников по больнице (что потом и оправдывалось). Ей была показана важность поминовения усопших как молитвой, так и приношением пищи на канун.

Она видела двери рая и ада, привратников. Но к райским воротам не была даже и близко допущена, так как не знала ни одной молитвы. Ей было дано краткое молитвенное правило, которое она должна была творить до смерти. После этого были исполнены некоторые ее просьбы, и она опять оказалась в больнице.

Утром отделение взбудоражил крик больной: «Верьте, люди! Бог есть!». Встревоженный медперсонал пытался ее ус покоить, но она твердила постоянно эту фразу и просила записать слова молитв, сказанные ей привратниками рая.

Больная старалась что-то пояснить, но окружающие подумали, что это или передозировка лекарственных средств или реактивное состояние на фоне длительно протекающего онкологического заболевания. Видя, что к ее просьбе никто серьезно не отнесся, она попросила позвать священнослужителя. Во время спокойного разговора с ним, она рассказала, что видела, что узнала.

Некоторое время после этого события больная чувствовала себя хорошо и не нуждалась в ежедневно принимавшихся ею до того препаратах и обезболивающих средствах. Через четыре месяца, в апреле1996 года, она умерла глубоко верующим, покаявшимся в грехах, хотя и маловоцерковленным, но все же в некотором роде воцерковленным, человеком. Перед кончиной она совершенно сознательно соборовалась и причастилась.

Возникновение раковых клеток

Чистотел. Свежее растение пропустить через мясорубку, отжать сок. Законсервировать его с водкой (1 : 1) и хранить при комнатной температуре. Пить по 1 ч. ложке 3 раза в день, запивая рюмкой воды.

Марьин корень (пион уклоняющийся). Измельчить 100 г корня и залить 1 л водки или 75%-ного спирта. Пить по 0, 5–1 ч. ложки 3 раза в день, запивая рюмкой воды.

Омела белая. Свежее растение измельчить и наполнить им 1/3 литровой банки, залив доверху водкой. Настоять 30 дней, отжать, процедить. Пить по 1 ч. ложке 3 раза в день, запивая водой.

Настойки этих трав чередуют через 1–2 недели. Желательно одну из водочных настоек (или соков) принимать вечером перед ужином. Курс лечения не более 3 месяцев. При ликвидации болезни желательно пить одну из настоек 1 раз в день или пить чай из нескольких трав по вкусу.

Противораковое средство – оливковое масло. Для профилак тики – по 2 ст. ложки в сутки. Противоопухолевое действие оказывает употребление горьких сортов огурца, кочерыжек капусты, а также наружное применение мази из лещины (лесной орех).

Татарник обыкновенный. 2 столовые ложки измельченной травы татарника обыкновенного варить 5–7 минут в 500 мл воды, охладить, процедить. Пить в течение дня равными порциями.

Три измельченных цветка татарника обыкновенного залить 400 мл кипятка, настоять 1 час, процедить, пить по 1/2 стакана 4 раза в день 25–30 дней.

Сок из свежих листьев татарника обыкновенного пьют по 1 чайной ложке 3 раза в день в течение30 дней.

Каротинная диета. В ее состав входят лук, морковь, чеснок, перец болгарский, щавель, шиповник, шпинат, петрушка и др. Морковь, лучше тушеная или вареная, с любым жиром. Это не означает, что нужно употреблять все эти продукты, но они полезны.

До сих пор наука не может точно ответить, что вызывает раковые заболевания. Есть немало теорий, допущений, гипотез. Рассмотрим некоторые из них, те, в которых большое внимание уделяется биологической среде клеток.

В 1931 году немецкому биохимику Оту Варбургу (Otto Warburg) за проведенные работы по исследованию причин раковых заболеваний была вручена Нобелевская премия. Он определил основную биохимическую причину образования раковых клеток, т. е.

установил, чем раковая клетка отличается от здоровой. В книге «Метаболизм опухолей» («The Metabolism of Tumors») ученый утверждает, что первоначальной причиной раковых заболеваний является недостаток кислорода в клетках.

Энергетика клетки уменьшается и вместо расщепления глюкозы происходит ферментация. Обмен веществ в среде, где мало кислорода (анаэробная среда) – это не что иное, как процесс окисления, во время которого производится побочный продукт – молочная кислота.

Не трудно понять, что если такие процессы продолжаются длительное время, организм постепенно окисляется, pH клетки уменьшается от 7,2 (здоровые клетки) до pH=7–6,5, при первоначальных стадиях рака, и до pH=6 и меньше, когда уже появляются метастазы.

Возникает вопрос: как клетка может выжить, когда ей не хватает кислорода? Сравним клетки растений. Кислород для них – ненужный продукт, от которого стараются избавиться. Иными словами, раковые клетки можно сравнить с клетками растений, которые появляются в организме животных.

Используя теорию Варбурга, начали применять различные методы снабжения клеток кислородом. В книге Эда МаКейба (Ed McCabe) «Терапия кислорода» («Oxygen Terapies») описывается воздействие перекиси водорода (H2O2) и озона (O3).

При употреблении растворенной перекиси водорода, или озона, в кровь попадает дополнительное количество кислорода. Есть немало информации о положительном влиянии такой терапии кислородом. Все же, улучшение часто бывает кратковременным, так как кислотная среда организма остается без изменений.Работы Японских ученых

В книге Германа Айхары (Herman Aihara) «Кислота и щелочь» («Acid

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: